Почти запретная тема

Почти запретная тема 10.03.2016

Почти запретная тема

Слово «суицид» среди работников органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних почти запретное. В официальных документах они стараются его не употреблять, а в случае необходимости заменять эвфемизмом «аутоагрессивное поведение». Тем не менее, проблема такая на территории Мирнинского района существует, а значит, говорить о ней нужно.
Главный человек в общеобразовательном учреждении, который занимается «запретной темой», – школьный психолог. Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих молодых людей, все подростки должны представлять себе, «что такое суицид и как с ним бороться».
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% подростков бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание.
По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством в России покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Суицид…
Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог не только должен всё знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно с подростками.
Для психолога политехнического лицея Валентины Федюниной слово «суицид» не является запретным, потому что она знает, «что это такое и как с ним бороться». Валентина Борисовна – победитель республиканского конкурса лучших педагогических работников образовательных учреждений, дипломант первой степени российского конкурса «Здоровьесберегающие инновации в образовании-2011» в Москве. Наш разговор – о причинах суицидального поведения и «как с этим бороться».
– Валентина Борисовна, суицид и компьютерные игры как-то связаны?
– Учёные утверждают, что такой связи нет. Но в последнем случае суицида в Мирном, возможно, компьютерная игра и стала последней каплей, переполнившей чашу. Наши дети говорят, есть такая игра, где в конце нужно убить себя, чтобы пройти на следующий уровень. И если ребёнок интеллектуально незрелый, то он принимает это за чистую монету, тем более что такие дети путают реальный мир с виртуальным. Но собака зарыта глубже: там не хватало материнской любви. Самое главное – семья, именно в семье закладывается всё.
У всех подростков, да и не только, есть потребность быть кому-то нужным. Если она не удовлетворена, то возникает внутриличностный конфликт. А у погибшего подростка, видимо, эта потребность не была удовлетворена. Это мои предположения, каждый случай уникален, и его надо рассматривать индивидуально.
Компьютерная зависимость – это медицинский диагноз, поэтому я сейчас говорю о компьютерных играх и их влиянии на формирование психики детей и подростков. В компьютерной игре можно стать сильным, богатым, влиятельным быстро и не приложив к этому усилий. В связи с этим незрелый ребенок может «перепутать» реальную жизнь с виртуальной. И тут объяснять не нужно, чем это грозит для подростка. Школа, а в первую очередь родители, должны научить свое чадо преодолевать трудности, уметь просить помощи, знать, что если ты смог найти выход из трудной ситуации, то ты становишься лучше и мудрее. Научить подростков не бояться ошибаться и знать, что они имеют право на ошибку, но самое главное: найти приемлемый выход из сложной ситуации, и опять же уметь просить помощи у людей, которые их окружают, доверить свои переживания, разделить их с родными людьми, зная, что их поймут и примут любыми. С детьми нужно уметь договариваться, организовывать их досуг, чтобы они учились преодолевать трудности не только в виртуальном, но и в реальном мире.
Недавно у меня была консультация, мама жаловалась, что дочь страдает компьютерной зависимостью, постоянно играет в игры по сети, стала грубить, хуже учиться, с отцом очень плохие отношения, а мама между ними… Зависимость – это заболевание, диагноз «компьютерная зависимость» может поставить только доктор. В итоге консультации я вместе с мамой пришла к выводу, что проблема заключается во взаимоотношениях подростка с родителями, а не в «компьютерной зависимости». Участие подростка и родителей в психологическом тренинге позволяет решить многие проблемы общения взрослых с детьми-подростками.
– А подростковая любовь может быть причиной суицида?
– Может быть, если рядом нет взрослого или сверстника, который бы выслушал, поддержал, посочувствовал, разделил чувства, рассказал, что такое влюблённость и любовь.
– Какая профилактическая работа проводится в лицее?
- В лицее на протяжении нескольких лет работает класс здоровья, где применяется технология компьютерного игрового биоуправления, разработанная учеными НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН Новосибирска. Учащиеся, которые находятся в «группе риска», занимаются в классе здоровья, где сами учатся контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться. Из опыта работы у 86% учащихся снимается состояние тревожности, динамику можно отследить при помощи специальных диагностик. Методика называется «Игровое биоуправление». Кроме класса здоровья, я как психолог провожу консультации, большой популярностью пользуются тренинги. Два раза в год проводятся месячники психологического здоровья, где совместно с классными руководителями, родителями и социальной службой проводим множество мероприятий, направленных на профилактику аутоагрессивного поведения. Эти мероприятия всегда проходят интересно.
– А есть ли зависимость между неблагополучной семьёй и суицидом?
– Прямой зависимости нет. Я встречала много детей из неблагополучных семей, которые учились хорошо и выросли успешными и достойными людьми. Каждый случай суицидального поведения нужно рассматривать индивидуально, у каждого из них разные «составляющие».
Хочу обратить внимание учителей и родителей на то, что у детей и подростков недостаточно сформировано представление о ценности собственной жизни. Дети часто не понимают непоправимости смертельного исхода. Дети порой не осознают, что смерть – это не временное состояние. Повышение уровня знаний педагогов и родителей в области детской и подростковой психологии является необходимым условием не только в предупреждении суицидального поведения среди детей и подростков, но и в профилактике эмоциональных нарушений. И только совместная работа школы, родителей и государства в целом даст положительный результат.

Пресс-служба МО «Мирнинский район»

Возврат к списку