Проведение проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проведение проверок соблюдения требований земельного законодательства  в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Государственный земельный надзор  представляет из себя надзор со стороны государства за соблюдением требований земельного законодательства. Это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством.
Надзор  осуществляется   специалистами   Управления   Росреестра по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление), которые одновременно по должности являются государственными инспекторами по использованию и охране земель.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и органов государственной власти.  Основанием для проведения плановых проверок служит утвержденный план, а внеплановых - жалобы, обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, сообщения в средствах массовой информации о нарушениях земельного законодательства.
Проверки также проводятся по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства и по требованию органов прокуратуры.
Проводимые мероприятия по осуществлению госземнадзора способствуют оформлению прав на землю в установленном порядке, а также восстановлению нарушенных прав землепользователей.
Действия Управления направлены на пресечение и устранение выявленных нарушений. Контроль за устранением нарушений сохраняется до его полного устранения. В случае не устранения нарушений материалы направляются в суд для привлечения виновных лиц к административной ответственности и в органы местного самоуправления для подготовки судебных исков по освобождению самовольно занятых земельных участков, т.к. эта процедура не входит в полномочия нашего Управления.
Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» предусмотрено, что плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем 1 раз в 3 года. Основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение 3-х лет со дня:
-    проведения последней проверки;
-    государственной   регистрации   юридических   лиц   и   индивидуальных предпринимателей;
-  с момента  начала осуществления деятельности;
- материалы ранее проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (административные обследования), в результате которых выявлены признаки нарушений земельного законодательства.
    План проведения проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой Республики Саха (Якутия), ознакомиться с ним можно на интернет-сайте прокуратуры и Росреестра.
Внеплановые проверки проводятся по исполнению ранее выданных предписаний, а также по согласованию с органами прокуратуры при наличии весомых доказательств о том, что имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинен вред.
Как показывает анализ, наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства являются  самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Большая часть   нарушений в 2020 году (91%) была выявлена на землях населенных пунктов.  
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в сфере земельного законодательства:
За самое распространенное нарушение - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа от 100 до 200 тыс. рублей для юридических лиц и от 20 до 50 тыс. рублей для должностных лиц.
В случае если у самовольно занятого земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Это от 1,5 до 2% для должностных лиц и от 2 до 3% для юридических лиц.
Также и с использованием  земельных  участков не по целевому назначению, невыполнение  обязанностей  по   приведению земель в  состояние,  пригодное  для использования по целевому назначению, за что предусмотрена ответственность ст.  8.8 КоАП РФ.
1.     За использование  земельных  участков не по целевому назначению грозит наложением административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста  тысяч  до   двухсот тысяч рублей. Также, если у земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее того размера о котором было сказано выше.
2.     Неиспользование земельного участка из земель сельхоз назначения влечет наложение административного штрафа на  должностных  лиц  -  от  0,5  до  1,5  процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее  пятидесяти   тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой   стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
3. Неиспользование  земельного  участка, предназначенного для жилищного  или  иного  строительства,  садоводства,     огородничества,     влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных  лиц  -  от  1,5  до  2   процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее  пятидесяти   тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов  кадастровой   стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка,  на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч  рублей;  на  юридических  лиц   -  от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Так, в 2020 году общее количество проведенных плановых и внеплановых проверок инспекторами Управления Росреестра по РС (Я) по республике составило - 847, в т. ч. плановых проверок – 546, внеплановых – 301. Всего по республике выявлено 390 случаев нарушения требований земельного законодательства. Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения в 2020 году, составила 50,1% от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок. В 2019 году данный показатель составлял 38,7%,  в 2018 году  35 %.
К административной ответственности привлечено 208 землепользователей, на них наложено административных штрафов на сумму 1 млн 548  тыс. руб.



Возврат к списку