Земельно-имущественные отношения Мирнинского района в вопросах и ответах

Земельно-имущественные отношения Мирнинского района в вопросах и ответах 13.02.2017

Земельно-имущественные отношения Мирнинского района в вопросах и ответах

Муниципальная собственность является экономической основой для выполнения функций местных органов власти, служит эффективному осуществлению полномочий, решению основных задач жизнеобеспечения населения, обеспечивает возможность оказания услуг гражданам, позволяет снижать расходы бюджета и предназначена для создания благоприятной социальной обстановки и решения социальных задач. Об этом и не только мы говорим с заместителем главы Мирнинского района по земельно-имущественным отношениям Павлом ТЕКТЯСОВЫМ.
- Павел Егорович, муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Какие объекты в нее входят?
- Муниципальная собственность является не целью, а средством обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Исходя из целевого назначения осуществляется планирование, организация и управление использования муниципальной собственности. Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, предназначено обеспечивать наиболее полное покрытие их расходных обязательств и стратегические планы развития муниципального образования.
Управление собственностью МО «Мирнинский район» реализуется через ведомственную целевую программу «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Мирнинский район» на 2014-2019 годы». В состав имущества муниципального образования, прежде всего, входят объекты недвижимости и земельные участки для исполнения полномочий муниципального района: основной объем муниципального имущества связан с осуществлением полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного детского образования в муниципальных образовательных учреждениях. Это находящиеся в муниципальной собственности здания и земельные участки детских садов, школ, детских домов творчества, музыкальных школ.
В 2016 году в собственность муниципального образования «Мирнинский район» от АК АК «АЛРОСА» передано здание нового детского сада в г. Мирный. В планах 2017 года – завершение строительства детских садов в микрорайоне Заречный и селе Тас-Юрях.
Для осуществления дорожной деятельности вне границ населенных пунктов действуют межмуниципальные автомобильные дороги. На учете казны состоит пять автомобильных дорог, в 2016 году завершен первый этап строительства новой автодороги к с. Сюльдюкар. Для создания условий по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района в собственности муниципального образования находится достаточное количество автомобильного транспорта, который наряду с другими перевозчиками осуществляет перевозки между населенными пунктами.
Для осуществления полномочий в области профилактики терроризма и экстремизма в 2016 году на территории города Мирный введен первый этап системы «Безопасный город», в 2017 году совместно с МО «Город Мирный» планируется введение второго этапа, который охватит большее количество улиц города.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района выражается через реализацию соответствующей ведомственной целевой программы МО «Мирнинский район», в рамках которой ежегодно производится приобретение средств защиты и ликвидация пожаров, чрезвычайных ситуаций на территории района, передача в достаточном количестве в целях профилактики поселениям Мирнинского района.
В рамках полномочий муниципального района по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в 2015-2016 годах для жителей проведена следующая работа: построено здание инфекционной больницы на территории г. Мирного, для Айхальской городской больницы приобретен и передан аппарат УЗИ; для Удачнинской городской больницы - передвижной мобильный рентген аппарат, для нужд Мирнинской районной больницы специализированное оборудование «Лор комбайн», «Облучатель-рециркулятор ультрафиолетовый бактерицидный передвижной». Для медицинского колледжа на базе Мирнинской центральной районной больницы для обучения по специальности «Сестринское дело» было приобретено учебное оборудование и реквизит для организации учебного процесса.
В рамках организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов в муниципальной собственности на территории каждого поселения Мирнинского района находятся здания, помещения и земельные участки, используемые под библиотеки.
Для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Мирнинского района ежегодно утверждается перечень имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках управления имуществом не используемые объекты собственности предоставляются в аренду, безвозмездное пользование, а также включаются в прогнозный план приватизации имущества муниципального образования «Мирнинский район», утверждаемый ежегодно Мирнинским районным Советом депутатов.

Доходы от использования муниципальной собственности, как и средства, полученные от приватизации непрофильных для муниципального образования объектов недвижимости, предназначены, прежде всего, для поддержания на надлежащем уровне сферы муниципальных услуг, относящихся к жизнеобеспечению населения муниципального образования, поскольку позволяют поддерживать в должном техническом состоянии соответствующую инфраструктуру и объекты, находящиеся в муниципальной собственности, чем достигаются цели муниципального управления. Ограничение состава объектов муниципальной собственности пределами, обусловленными ее назначением, уменьшает нагрузку муниципального образования в процессе исполнения обязательств, вытекающих из принципов социального государства, и вместе с тем влечет рост экономической самостоятельности граждан, прежде всего занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
- Какие проблемы встречаются в вашей работе? Вы можете дать разъяснения по разграничению полномочий между районной и городской властью?
- Мы часто сталкиваемся с тем, что население не владеет информацией по изменениям, которые достаточно часто вносятся в действующее законодательство. Со своей стороны хочу отметить, что по всем изменениям законодательства мы стараемся давать информацию для юридических и физических лиц в газете «Мирнинский рабочий», на официальном сайте района алмазный-край.рф.
Статьей 14 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения» и статья 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко разграничены полномочия между городскими и сельскими поселениями и муниципальным районом. В статье 50 «Муниципальное имущество» вышеуказанного закона определен закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности органов местного самоуправления.
Кроме установленных полномочий органов местного самоуправления, у муниципальных образований могут быть полномочия, переданные в силу законов от республиканских и федеральных органов власти, решений органов представительной власти муниципальных образований Мирнинского района. При этом передаваться могут только прямые полномочия с передачей финансовых средств и имущества для исполнения переданных полномочий.
Так, с 1 марта 2015 года полномочия Российской Федерации по управлению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли от муниципального района к муниципальным образованиям поселений. С 1 января 2017 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территориях сельских поселений снова возвращены на уровень муниципального района. На всей территории субъекта, также и в Мирнинском районе передача полномочий у городских и сельских поселений вызвала ряд вопросов по содержанию землеустроителей, которое ранее производилось за счет средств муниципальных районов. Если для сельских поселений с 1 января 2017 года этот вопрос решен законодательно, и многие поселения установили соответствующим решением соответствующую строку в расходной части своих бюджетов, то для некоторых дотационных поселений этот вопрос на сегодняшний день остается открытым и решается за счет перераспределения полномочий специалистов администраций поселений.
С этим вопросом тесно связан вопрос по организации муниципального земельного контроля, полномочия по осуществлению которого остались за поселениями.
- Как налажена работа комитета имущественных отношений, МФЦ и других структур? Есть ли у них вопросы?
- От имени собственника – муниципального образования «Мирнинский район» права в области земельно-имущественных отношений осуществляет уполномоченный орган в лице юридического лица - муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений».
На сегодняшний день в сфере земельно-имущественных отношений действует 10 муниципальных услуг, разработаны и утверждены административные регламенты, находятся на стадии утверждения и согласования четыре административных регламента.
Из них в сфере имущественных отношений реализуются две муниципальные услуги: предоставление имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район», в аренду и безвозмездное пользование; предоставление сведений из Реестра муниципальной собственности МО «Мирнинский район».
В сфере земельных отношений действие предоставления восьми муниципальных услуг распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Мирнинский район», государственная собственность на которые не разграничена на территории сельских поселений и на межселенных территориях:
- утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- предоставление земельных участков; в постоянное бессрочное пользование;
- предоставление земельных участков в безвозмездное пользование;
- установление сервитута;
- выдача разрешений на использование земельного участка или его части без предоставления земельных участков и установления сервитута;
- предоставление земельных участков на аукционах;
- предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков в рамках Федерального закона от 01.05.2016г № 119-ФЗ.
Из них две муниципальные услуги предоставляются по принципу «одного окна» в том числе государственным автономным учреждением «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» в рамках заключенного соглашения о взаимодействии с МО «Мирнинский район». Это предоставление земельных участков без проведения торгов, предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков в рамках Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ.
На сегодняшний день поступило четыре заявления в рамках вышеуказанного соглашения по предоставлению земельных участков гражданам в безвозмездное пользование.
В настоящее время КИО ведет работу с Министерством связи Республики Саха (Якутия) по предоставлению муниципальных услуг в области земельно-имущественных отношений в электронной форме.
Проблемы есть. Они известны, и на сегодняшний день обозначены пути их решения. Благодаря новым решениям и проектам Правительства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в г. Мирный пришла оптоволоконная линия, значительно возросла скорость передачи информации по сети интернет. Надеемся, что в ближайшее время она придет в п. Светлый и п. Чернышевский, а в недалеком будущем и в г. Удачный и п. Айхал, что позволит получать муниципальные услуги в электронной форме жителям Мирнинского района.
- Как проходит реализация федерального закона о дальневосточном гектаре на территории Мирнинского района?
- На территории района закон реализуется с 1 октября 2016 года и на сегодняшний день поступило 112 заявлений. Самой приоритетной территорией является п. Алмазный. В лесной фонд поступило 11 заявлений. Зарегистрировано восемь договоров безвозмездного пользования (три в Айхале, четыре в Светлом, один в Удачном). 16 заявлений аннулированы по разным причинам, по 45 заявлениям уполномоченным органом был направлен отказ, остальные заявления находятся на стадии рассмотрения и согласования.
С 1 февраля 2017 года вступил в силу III этап закона о дальневосточном гектаре, где каждый гражданин России вправе обратиться с заявлением о предоставлении участка в безвозмездное пользование на территории любого региона Дальнего Востока.

- Что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование?
- Основания для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование предусмотрены законом. На территории Мирнинского района основной причиной отказов является то, что испрашиваемый участок уже предоставлен на правах владения или пользования иным лицам, либо находится в собственности гражданина или юридического лица. Также основанием для отказа являлось наложение испрашиваемых земельных участков на уже существующие земельные участки, по причине смещения кадастровых кварталов в некоторых населенных пунктах в Федеральной информационной системе. На сегодняшний день данная проблема устранена.

- Где возможно получить земельный участок в безвозмездное пользование?
- Можно подать заявление на получение в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Еврейской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Республики Саха (Якутия), Чукотском автономном округе.
В республике распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 10.06.2016 года № 555-РГ «Об определении территорий» определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, куда включен город Мирный.
Кроме того, на сегодняшний день в федеральную информационную систему «Надальнийвосток.рф» загружены сведения по данным, предоставленные Роснедрами. Территории огромные и часть представленных сведений «закрыло» поселения Мирнинского района. Остаются «открытыми» территории пос. Чернышевского, г. Удачного, п. Айхал, а также территории, расположенные в лесном фонде.

- Для каких целей можно использовать земельный участок?
- Гражданин может использовать участок для ведения любой деятельности, не запрещенной федеральным законодательством, кроме случаев, когда для осуществления выбранного вида деятельности необходимо получение специальных разрешений, лицензий, свидетельств, допусков, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и др. Такую деятельность гражданин может осуществлять при соблюдении требований, предъявляемых законом.
Если участок расположен на территории, в отношении которой утвержден градостроительный регламент, гражданин может использовать участок в соответствии с любым видом разрешенной деятельности, предусмотренной таким регламентом. Дополнительных согласований и разрешений не требуется.
При этом гражданин вправе использовать земельный участок в том числе в соответствии с условно разрешенным видом использования земельного участка без получения разрешения и проведения публичных слушаний.

- Каким образом может использоваться участок, относящийся к категории земель лесного фонда?
- Он может использоваться гражданином для осуществления любого вида использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации. А именно: заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства и т.д.
В случае перевода земельного участка в другую категорию земель - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства при возможности сочетания выбранных видов использования участка видам деятельности на смежных участках. При этом при переводе земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов (жилищное строительство, дачное хозяйство), такой земельный участок к категории городских лесов не относится. При изменении сведений в государственном кадастре о принадлежности участка к землям лесного фонда на принадлежность к другой категории земель полномочия уполномоченного органа, предоставившего участок, по распоряжению таким участком сохраняются.


Пресс-служба МО «Мирнинский район»





Возврат к списку