Контрольно-счетная Палата: десять лет финансовому контролю

Контрольно-счетная Палата: десять лет финансовому контролю 25.03.2016

Контрольно-счетная Палата: десять лет финансовому контролю

Десять лет назад, на 25-й сессии Мирнинского районного Совета депутатов, которое состоялось 24 марта 2006 года, было принято решение о создании Контрольно-счетного Комитета МО «Мирнинский район», одного из первых в республике, и утверждено Положение об этом новом органе финансового контроля. Инициаторами его создания по праву считается председатель районного Совета Аркадий Харитонов, его идею поддержал тогдашний глава района Анатолий Попов. 19 декабря 2007 года на 39-ой сессии районного Совета комитет был переименован в Контрольно-счетную Палату. За это время она заняла свое достойное место в органах местного самоуправления, стала активным участником бюджетного процесса. Сегодня мы говорим с бессменным ее председателем Алексеем Сивцевым о целях и задачах КСП, о том, чего удалось добиться за десять лет со дня образования этого органа.  
- Алексей Иванович, чем была продиктована необходимость создания Контрольно-счетной Палаты?  
- Организация внешнего муниципального финансового контроля была обусловлена, прежде всего, необходимостью наведения порядка и дисциплины в муниципальной, бюджетной сфере, контроля за расходованием бюджетных средств и за использованием муниципальной собственности.
Муниципальный финансовый контроль - составная часть устройства местного самоуправления, одна из важнейших функций управления муниципалитетом, обязательное условие нормального функционирования  бюджетной системы.
По своей сути финансовый контроль является проверкой принятых управленческих решений. Рациональному и эффективному использованию бюджетных средств способствует наличие обратных связей: финансового контроля, способствующего укреплению режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей, содействующего сбалансированности между потребностью в финансах и наличием финансовых ресурсов.
Я могу назвать три приоритетных направления в деятельности Палаты: контрольно-аудиторские мероприятия получателей средств районного бюджета, бюджетов поселений Мирнинского района и организаций, использующих муниципальную собственность; вторым направлением является экспертно-аналитическая деятельность - подготовка заключений на проекты и на исполнение бюджетов муниципальных образований Мирнинского района, а также на проекты решений Мирнинского районного Совета; третье - координация контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля МО «Мирнинский район».
- С какими трудностями пришлось столкнуться в начале деятельности Палаты? На что прежде всего обращалось внимание?  
- Не просто было пройти путь становления первого органа внешнего финансового контроля в Мирнинском районе, когда отсутствовали необходимые законодательные нормативные акты. Разработанные и принятые Контрольно-счетной Палатой нормативные документы, стандарты, методические рекомендации были «пионерами» в развитии внешнего муниципального финансового контроля и подтвердились опытом их применения.
С  момента организации КСП особое внимание обращала на предотвращение нарушений, на повышение качества предоставления муниципальных услуг населению, на эффективность управления муниципальными ресурсами. Начинали мы деятельность с проверки муниципального долга МО «Мирнинский район», организации закупок и поставок продукции для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, в результате чего были подготовлены действенные предложения по соблюдению порядков, норм, положений законодательных нормативных актов.  
В ходе реформирования бюджетного процесса мы направляли свои усилия на проверку правильности применения и правомерности ведения бюджетного, бухгалтерского учета учреждений, муниципальной казны, на экспертизу нормативных документов, касающихся финансово-бюджетных вопросов. В условиях реформирования бюджетного процесса, когда государственные, муниципальные финансы ориентированы на результат, особую роль играет муниципальный финансовый контроль в социально-экономическом развитии муниципального образования.
- Как известно, КСП сотрудничает с другими счетными органами не только республики, но и Российской Федерации. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Да, мы активно взаимодействуем со многими государственными, контрольно-счетными органами. Контрольно-счетная Палата является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации с 2007 года, входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия).
В целях совершенствования взаимодействия в области осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере подписан ряд соглашений с органами государственной власти и правоохранительными органами.
В результате деятельности нашей Палаты издана монография «Муниципальный аудит за эффективностью управления ресурсами», где в предисловии Владимир Семенович Катренко, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, отметил, что «тот огромный практический опыт формирования и развития органа финансового контроля Республики Саха (Якутия), который сконцентрирован в предлагаемой монографии, несомненно, имеет принципиальное значение для совершенствования финансового контроля в России».
- Какие новшества в деятельности Палаты произошли в течение этих десяти лет?
- В последние годы Палата переходит на новый уровень своей деятельности, проводит аудит эффективности использования бюджетных средств, реализации муниципальных программ. В аудите эффективности процесс использования муниципальных средств характеризуется с позиции экономичности, продуктивности и результативности затрат для достижения запланированных целей, решения поставленных задач и выполнения возложенных функций.
С принятием Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» взамен Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ сотрудниками Палаты проводится аудит в сфере закупок. Результатом аудита в сфере закупок становится оценка уровня обеспечения муниципальных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, результативности и эффективности осуществления указанных закупок.
- Как известно, Ваша палата проводит проверки и в поселениях района…
- Да, я считаю одним из достижений нашей работы и полный охват внешним аудитом местных бюджетов муниципальных поселений Мирнинского района. Аудит проводится ежегодно в восьми поселениях. Контрольно-счетная Палата подписала соглашения со всеми муниципальными поселениями на предмет передачи полномочий финансового контроля за счет субвенции, передаваемой из бюджетов поселений в бюджет района, кроме муниципального образования «Город Мирный», где организован свой контрольный орган. В рамках взаимопомощи подписано Соглашение между Контрольно-счетной Палатой МО «Мирнинский район» и Контрольно-счетной палатой МО «Город Мирный». Общая сумма проверенных ресурсов муниципальных поселений составила свыше 5 млрд рублей. Таким образом, можно считать, что все отчеты об исполнении бюджета муниципальных образований Мирнинского района являются легитимными.
- Основным направлением контрольно-аудиторских мероприятий является целевое использование бюджетных средств, вопросы эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и использования муниципальной собственности. Что Вы скажете об этом направлении Вашей работы?
- Палата не просто проводит проверки, ее задача - анализировать, обобщать, исследовать причины нарушений и давать рекомендации по их устранению. Экспертно-аналитические заключения Палата передает в представительный орган, и депутаты, основываясь на наших выводах и предложениях, принимают решение. Особенно можно отметить экспертную работу по местному бюджету. Контрольно-счетная Палата уделяет этому важнейшему финансовому документу максимум внимания.
Вся аналитическая информация и заключения Палаты активно обсуждаются на заседаниях постоянной депутатской комиссии по бюджету, налоговой политике, землепользованию, собственности и учитываются в ходе рассмотрения на комиссиях и сессиях Совета депутатов.
С момента создания КСП нами подготовлено 269 заключений по проектам нормативно-правовых актов, касающихся бюджетно-финансовых вопросов и вопросов муниципальной собственности, по проектам нормативно-правовых актов - 1236 предложений, из них на сегодняшний день исполнено 1175. Эти цифры говорят сами за себя.
За десять лет нами проведено 504 мероприятия, в том числе 207 контрольно-финансовых проверок, представлено 269 экспертно-аналитических заключений и проведено 28 коллегий органов муниципального финансового контроля МО «Мирнинский район».
Общая сумма проверенных муниципальных ресурсов за десять лет составила около 25 млрд рублей.
- Каким образом происходит координация деятельности контрольно-счетных органов?
- В 2008 году нами была организована Коллегия органов муниципального финансового контроля. В ее состав входят, помимо председателя и специалистов КСП, депутаты Мирнинского районного Совета,  заместитель главы района, курирующий экономические и финансовые вопросы, начальники финансового управления и управления по внутреннему финансовому контролю администрации района.
Совместное обсуждение контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами финансового контроля, дает возможность владеть достаточно объективной информацией финансового состояния муниципальных учреждений для оперативного принятия решений по устранению, предупреждению нарушений. Также данная форма взаимодействия органов муниципального финансового контроля приводит к повышению финансовой дисциплины, достижению результативности контрольных мероприятий и объективной оценке эффективного использования муниципальных ресурсов.
- Расскажите о Вашем коллективе.
- У нас коллектив небольшой, но дружный - всего пять человек. Это грамотные, высококвалифицированные специалисты, профессионалы своего дела. С самого начала создания Палаты работает старший аудитор Михаил Олегович Нестеров, которому присвоено звание «Почетный муниципальный служащий Мирнинского района». Также он награжден Почетной грамотой Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации и является победителем конкурса Ассоциации контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) в номинации «Лучший эксперт-аналитик». Уже девять лет трудится и Светлана Сергеевна Бойко, отмеченная почетной грамотой Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн). Добросовестно и ответственно трудятся Монир Гарифуллович Рахматуллин, Светлана Михайловна Кучинская, отмеченные за свою работу почетной грамотой главы района. В этот день хочу поздравить своих коллег, а также тех, с кем мы плодотворно работаем на протяжении десяти лет, с нашим юбилеем, пожелать им крепкого здоровья, дальнейшей успешной работы на благо родного района и республики.


СПРАВКА. Алексей Иванович Сивцев - председатель КСП с 2006 года. Является заместителем председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов РС (Я), членом Комиссии Союза МКСО Российской Федерации по информационным технологиям и издательской деятельности, членом Президиума Совета КСО при Счетной палате РС(Я), членом Совета представительства Союза МКСО РФ в ДФО.
Ему присвоено звание «Лучший муниципальный финансовый контролер Якутии». Награжден дипломом победителя конкурса Союза муниципальных контрольно-счетных органов «Лучший муниципальный финансовый контролер Дальневосточного федерального округа» и дипломом III степени победителя первого конкурса Союза муниципальных контрольно-счетных органов «Лучший муниципальный финансовый контролер России». В 2009 году был награжден Почетной грамотой Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. Также был отмечен медалью Ассоциации контрольно-счетных органов России «За вклад в становление и развитие финансового контроля в Российской Федерации». Приказом председателя Счетной палаты РС(Я) награжден за заслуги в финансовой сфере и вклад в развитие внешнего государственного финансового контроля - нагрудным знаком отличия «Почетный работник финансового контроля». Автор монографии «Муниципальный аудит за эффективностью управления ресурсами».

Возврат к списку