Будни единой дежурной диспетчерской службы

Будни единой дежурной диспетчерской службы 02.03.2016

Будни единой дежурной диспетчерской службы

Постановлением главы района от 25 декабря 2012 года № 1839 создано муниципальное казённое учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба». Наш рассказ – о том, как проходят будни молодой службы МКУ «ЕДДС».

Перед диспетчером Единой дежурно-диспетчерской службы Мирнинского района Иваном Йохна – экран с таблицей, куда фиксируются все случаи обращений граждан. Принимая «тревожный сигнал», Иван Иванович записывает фамилию, имя, отчество звонившего и суть сообщения.
Интересно, по каким поводам обращаются в ЕДДС?
«Листая» свой электронный журнал тревожных вызовов, Иван Иванович рассказывает:
– Вот пожар автомобиля «Мицубиси-Кантор» синего цвета. Огнём повреждена кабина по всей площади, 4 м кв., плюс моторный отсек, общая площадь повреждения 5,5 м кв. Причина – нарушение пожарной безопасности при обогреве автомобиля.
Из посёлка газовиков звонила гражданка о том, что у неё в квартире из унитаза и ванной течёт вода в квартиру. Видимо, перемёрз септик. Я сообщил эту информацию в «Жилкомсервис», диспетчер АДС Киреева приняла заявку. В 17-45 заявка отработана.
Бывает, люди даже из Иркутской области обращаются. Например, на автозимнике человеку плохо стало. Микроинфаркт. Мы связываемся с организацией, которая его направила в рейс, и с медициной катастроф, если требуется санавиарейс к пострадавшему. Потому что зимник обслуживает Мирнинское управление автодорог – наша служба.
Вот трейлер «Фридлайнер» с экскаватором на трале выехал на зимник, а резина не предназначена для наших дорог, поэтому не может преодолеть подъёмы. Звонят в центр управления кризисных ситуаций (ЦУКС ГУ МЧС по РС(Я), а те нам, хотя это и Иркутская область, и вот мы собираем информацию, выясняем, где, как, кому принадлежит, кто заказчик.
Вот на участке объездной дороги Мирный – Ленск в четырёх километрах от города произошёл затор автомобильного транспорта в обоих направлениях. 27 машин. Причина затора – автомобиль «Вольво», бензовоз. При спуске его занесло, прицеп «сложился». Водитель не пострадал. На место выехала оперативная группа, грейдер, сотрудники ДПС. «Вольво» отбуксировали на обочину дороги, проезд освободили.
С центра кризисных ситуаций обычно звонят нам, а мы начинаем искать, от кого поступила информация. Люди предпочитают сюда обращаться, потому что мы ставим на контроль до выполнения поставленной задачи. Ситуации бывают разные, в том числе и связанные с полицией. Был случай – женщина позвонила, пока снял трубку – она бросила. Я ей перезвонил – и понял, что её бьёт муж. Успел спросить её адрес до того, как муж вырвал трубку. Тут же позвонил в Удачный, в дежурную часть полиции, сообщил адрес и вероятную причину звонка. Наряд выехал и успокоил дебошира.
Бывает, звонят по электроэнергии, по автодорогам, сообщают о пропавших без вести. Например, уехали на рыбалку и не вернулись. Мы выходим на службу спасения РС(Я), ЦУКС, в МВД, на главу населённого пункта, откуда пропали рыбаки, и начинаем контролировать ситуацию. Бывает, удаётся отыскать в течение часа, бывает, через сутки. А бывает, ищем и месяцами.
Был случай: выехал человек на охоту в новогодние праздники из Удачного в Оленёк, не вышел вовремя на связь, потерялся. Была организована поисковая группа, куда вошли добровольцы, сотрудники МЧС и сотрудники полиции. Отработали, нашли в течение дня, поздно вечером. Охотник подтвердил: да, я заблудился. И был рад такому исходу событий.
Летний период – сезон пожароопасный. Много бывает термоточек на территории района, в том числе техногенные, где производится нефтегазодобыча, – контролируемое сжигание леса, например. А бывают и лесные пожары.
Вот выезд наряда МЧС – частный дом по улице Гаражная. Возгорание ликвидировано в 17-01, погибших и пострадавших нет. Пожар возник из-за короткого замыкания.
В данный момент у нас на контроле термоточки. Северная широта 61-33-13, восточная долгота 113-01-23, от населённого пункта Тас-Юрях 25761 м, азимут 179 км. Нас ранее поставили в известность, что на газовых скважинах производятся газодинамические, газоконденсатные исследования с отжигом газа на факеле. По всем термоточкам мы информируем лесничество, Якутскую базу охраны лесов, прокуратуру, пожарно-спасательный гарнизон и главу поселения. Всё у нас на контроле. Завтра лесничий даст нам конкретный ответ, что на данном участке производится отжиг факела.
Вот порыв трубы в посёлке газовиков. Произведены ремонтно-сварочные работы.
Вот перемёрзла вода в кубовой. Созваниваемся с диспетчером ПТВС, и они устраняют.
Вот жалоба на холодные батареи по адресу Советская, 18-40. Данная заявка передана диспетчеру «Жилкомсервиса». Снято с контроля в 18-02.
Вот гражданка сообщает, что температура в батареях понизилась на три градуса: с +21 до +18. Сообщаю диспетчеру АДС, ПТВС, специалисту ГО и ЧС города Мирного. Проверкой установлено: отопление в норме.
Вот звонили из Заречного: собака породистая, большая, бегает с ошейником. Может представлять угрозу для детей. Звоним специалисту по отлову собак. Через какое-то время обязательно звоним заявителю, проверяем. Если собаку поймали – снимаем вопрос с контроля.
Часто бывает, звонят люди в нетрезвом состоянии и требуют: давайте мне то-то, то-то, давайте мне вертолёт…
Часто случается ситуация, как в фильме «12 стульев»: вышел человек из квартиры, а дверь захлопнулась, ключи остались внутри. Либо теряют ключи. Мы спрашиваем: есть ли угроза жизни, здоровью тем, кто находится в квартире? Если есть, то звоним в МЧС, они выезжают на вскрытие дверей. Если угрозы жизни нет, можно обратиться к услугам платных специалистов. Мы даём номера данных товарищей, их в городе два. Они обговаривают сумму (с заменой замка или без). Многие ЕДДС нам завидуют, что у нас в городе есть два специалиста по вскрытию, зарегистрированных индивидуальных предпринимателя, как положено. Они выезжают на заказ в любое время суток, и репутация у них положительная. Иногда открывают двери, не повреждая замка.
По метеообстановке – всё, даже штормовые предупреждения, усиления ветра, грозы к нам приходят из центра управления в кризисных ситуациях. Ну, а мы доводим информацию до населения – через рекламный монитор на площади, через СМИ. Располагаем мы и территориальной системой оповещения населения. В рамках ведомственной целевой программы «Профилактика правонарушений в МО «Мирнинский район» на 2014-2018 годы» на базе ЕДДС создано видеонаблюдение АПК «Безопасный город», функционируют 23 видеокамеры.
Вот тот самый «Сход грунтовой массы хвостохранилища фабрики №5», который в ноябре 2015 года перекрыл трассу Мирный – Ленск в районе АЗС. Оползень. С тех самых пор этот объект у нас был на контроле. Записывали каждый день, сколько грунта вывезено. Временно функционировала объездная дорога, с 25 февраля 2016 года дорога открыта, снято с контроля.
Мониторим уровни воды в Светлинской ГЭС, в Чернышевской ГЭС, в районе села Сюльдюкар, на Иреляхском водохранилище, в Удачном и Айхале (по питьевой воде). Под контролем – неснижаемый топливно-энергетический запас в селе Сюльдюкар (уголь), в посёлке Алмазный (нефть), в ПАКУ (нефть) города Мирного.
У нас в основном направленность на ЧС и гражданскую оборону. Существует три режима функционирования. В режиме повседневной деятельности мониторим обстановку на территории Мирнинского района.
В режиме повышенной готовности идёт усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приёмах и способах защиты от них.
В режиме чрезвычайной ситуации идёт непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации.
Отслеживаем пожары – лесные, дачи, дома. Утечки воды. Наше дело – довести информацию до компетентных лиц.
Принимаем звонки, заявки любого характера. Наша обязанность – мониторить ситуацию в Мирнинском районе. Естественно, где-то заявка касается МЧС, где-то АДС, где-то просто нужна помощь. Людям проще позвонить нам, чем искать нужный номер…
Всего лишь за час диспетчер Иван Йохна принял шесть звонков. Диспетчер из Айхала (ПТВС) и «АЛРОСА-Газ» отчитались: у них без происшествий. Четыре звонка – ложные вызовы: балуются дети. Сдуру звонит пьяный, но, узнав, что звонки записываются, отключается.
По словам начальника ЕДДС Игоря Истомина, дежурство круглосуточное, по 12 часов. Штат шесть человек: четыре диспетчера, руководитель и заместитель. Благодаря информации, аккумулируемой дежурно-диспетчерскими службами района, удаётся своевременно сосредотачивать и перенаправлять силы и средства в «болевые» точки.
ЕДДС Мирнинского района – служба молодая, ведёт отсчёт с 12 апреля 2013 года. Создана при поддержке районной администрации, которая уделяет большое внимание вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Звонки принимаются по номерам: 44-112 и 43-112. В настоящее время ведётся работа по созданию, развитию и организации эксплуатации системы для обработки вызова экстренных служб через единый номер 112. Запуск системы намечен на 2017 год.
Как и положено, в любой службе гражданской обороны, здесь имеются в наличии рации и противогазы. Раз в квартал работу ЕДДС проверяет МЧС из Якутска, раз в месяц проходят тренировки с ЦУКСом, раз в неделю проводится анализ работы учреждения, разбираются вопросы, ошибки, реагирование на звонки. Предусмотреть все варианты аварийных ситуаций при отработке алгоритмов действий сотрудников ЕДДС невозможно. Поэтому позвонившему в ЕДДС необходимо представиться, назвать точный адрес, максимально подробно ответить на вопросы, которые задаст оперативный дежурный или диспетчер. Возможно, по конкретному случаю уже проводилась работа, диспетчер объяснит, что уже сделано и примерные сроки окончания работ. Заданные диспетчером вопросы помогут принять правильное решение без дополнительных звонков и уточнений, ведь порой счёт времени, которое отводится на предотвращение развития аварийной ситуации, идёт буквально на минуты и даже секунды.
Об уровне подготовки специалистов Мирнинской ЕДДС свидетельствуют достижения: в 2014 году служба заняла второе место по Якутии, в 2015-м – первое.

Пресс-служба МО «Мирнинский район»

Возврат к списку