Ноу-хау мирнинской администрации

Ноу-хау мирнинской администрации 10.02.2016

Ноу-хау мирнинской администрации

Муниципальное казённое учреждение «Школьная инспекция» – ноу-хау администрации Мирнинского района: нигде в республике нет ничего подобного. Свою деятельность МКУ начало в сентябре 2012 года, создано с целью обеспечить безопасность учебного процесса в образовательных учреждениях Мирнинского района.
Одно из направлений деятельности «Школьной инспекции» – охрана муниципального имущества и общественного порядка на территории образовательных учреждений. Эти вопросы хронически волнуют муниципалитеты по всей России, потому что решение их ложится на плечи местных властей. К примеру, на сегодня в Мирнинском районе нет ни одного частного охранного предприятия, которое официально могло бы работать в данном направлении и заключать договора со школами. С другой стороны, многим школам не под силу нанимать себе охранников – нет на это средств.
Физическую охрану в школах Мирного, Удачного, Айхала, Чернышевского, Светлого, Арылаха и Алмазного в настоящий момент осуществляют сотрудники именно МКУ «Школьная инспекция». При входе в учебное заведение можно наблюдать школьного охранника и школьного инспектора – ту силу, которая обеспечивает безопасность детей. Охранник находится в школе постоянно, а инспектор может работать и вне стен школы. В распоряжении охранника система видеонаблюдения, охранно-пожарная сигнализация и кнопка тревожной сигнализации. Задача охранника – оперативно реагировать в любой ситуации: террор, криминал, пожар; локализовывать ЧП, вызывать необходимую службу.
По словам руководителя «Школьной инспекции» Сергея Рудова, в школах уже были такие ситуации: во время возгорания в помещении инспекторы брали огнетушитель и до приезда пожарных тушили огонь.
Хорошим подспорьем в работе инспекторов является система видеонаблюдения. В школах стоит по 30-40 видеокамер, которые охватывают коридорные помещения и подходы к учебному заведению.
Свежий пример. 22 января 2016 года к инспектору охраны Сергею Замалееву обратилась учащаяся пятого класса. Девочка рассказала, что вечером 21 января после учёбы, когда она подходила к своему дому по улице Ойунского, 21, на неё набросился сзади подросток, приставил нож к горлу и забрал дорогой сотовый телефон «Samsung Galaxy» пятой модели. Грабителя она рассмотрела плохо, запомнила только одежду. Замалеев сообщил о происшествии школьному инспектору Галине Колодко и в инспекцию по делам несовершеннолетних. У девочки уточнили время, когда она выходила из школы, и стали просматривать видеозапись. Выяснилось, что, когда она выходила из школы, за ней следовал подросток. Девочка подтвердила: «Да, он был одет именно так». Галина хорошо знает всех учащихся и быстро определила, кто это. Подростка пригласили на беседу, в присутствии социального педагога он подтвердил, что отобрал у девочки телефон. Полученные материалы передали в полицию.
Российские педагоги ратуют сейчас за то, чтобы охватить видеонаблюдением не только коридоры, но и классы, вот только для этого количество видеоточек нужно увеличить в разы, а это слишком дорогое удовольствие. В то же время пресловутая ювенальная юстиция даёт слишком много прав современным подросткам, а педагогов делает до обидного бесправными. От этого падает авторитет учителя. Сколько уже конфликтных ситуаций в школах по всей России-матушке породила такая несправедливость!
Впрочем, в школах Мирнинского района само наличие инспекторов и их профилактическая работа сводят на нет неуправляемые конфликтные ситуации в классах. К примеру, трудный подросток решил поиграть на нервах у учителя. Последний сообщает об этом школьному инспектору, и тот «прорабатывает» нарушителя дисциплины. Не обязательно полицейскими методами. Бывает, что учитель подаёт другой тревожный сигнал: ученик пропускает занятия, не успевает в учёбе. И снова принимается за работу школьный инспектор.
Сотрудники «Школьной инспекции» поддерживают тесный контакт со всеми проблемными детьми, в том числе и за стенами школы. Например, во время карантина по гриппу весь инспекторский состав находился не в служебных помещениях, а в рейдах. За неделю карантина по гриппу инспекторы посетили 124 адреса по району! И по каждому посещению составили акты обследования жилищных условий. Если инспекторы заставали родителей в состоянии алкогольного опьянения, тоже составлялся акт, ставилась в известность комиссия по делам несовершеннолетних, возбуждалось административное производство, комиссионно принималось решение по профилактической работе.
О профилактической работе с детьми стоит сказать особо. Школьные инспекторы стараются, чтобы их работа была не только эффективной, но и интересной для детей и родителей. При этом они используют более 250 презентаций, более 200 короткометражных фильмов и роликов, более 140 мультфильмов, а также разработанные учреждением брошюры. Действуют специальные клубы «Юный правовед» и «Юный друг полиции». Школьные инспекторы курируют работу школьных постов здорового образа жизни, читают лекции, проводят экскурсии…
«У нас есть специальные разработки в виде брошюр, – рассказывает главный специалист – школьный инспектор посёлка Айхал Анна Воровская, – уникальный метод работы с детьми младшей школы в три этапа. Детям интересно, они включаются в игру, в творчество и благодаря этому запоминают нужный объём полезной информации. Существует комплексная программа с массой тем по электро- и пожарной безопасности, административному и уголовному праву, всё это сопровождается стихами, картинками, фильмами, мультфильмами, викторинами и конкурсами. В школе № 23, за которой я закреплена, лекции бывают от трёх до 15 раз в неделю, проходят занятия с инспектором ДПС ГИБДД, где в игровой форме мы учим детей переходить улицу. Работа ведётся по плану, систематически. Под конец учебного года даже первоклассники чётко отвечают на поставленные вопросы – что делать в чрезвычайных ситуациях.
Проводим работу и с педагогами, и с родителями. Есть семьи неблагополучные – с ними занимаемся индивидуально. Есть семьи нормальные – с ними тоже работаем: проводим родительские собрания, доводим информацию по жестокому обращению, по криминальной обстановке. Люди зачастую не знают, как правильно реагировать на чрезвычайное происшествие, к кому обращаться. Мы это объясняем, показываем ролики в качестве профилактики уходов детей из дома. Есть такой замечательный ролик – «Письма отца», там на звуковой фон наложен текст писем известных людей: Чарльза Чаплина, Евгения Леонова, которые писали своим детям трогательные письма. Евгений Леонов, например, обращался к своему сыну: «Ты двоечник, но я всё равно тебя люблю, просто за то, что ты мой сын». Эффект после этого ролика всегда потрясающий. В зале абсолютная тишина, родители в задумчивости… И можно уже больше ничего не добавлять…»
«Школьная инспекция» – это  глаза, уши, руки и ноги, через которые реализуется муниципальная политика в отношении образовательных учреждений, – считает Сергей Рудов, – в том числе и по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Через школьных инспекторов любые управленческие решения воплощаются в жизнь».
О том, что «Школьная инспекция» зарекомендовала себя хорошо, свидетельствуют положительные отзывы учителей. В Чернышевском, например, во время подведения итогов работы районной власти в адрес «Школьной инспекции» прозвучали тёплые слова. Хорошо отзываются о работе учреждения администрация Светлого и Светлинского индустриального техникума. По ходатайству жителей посёлка Айхал школьный инспектор Анна Воровская награждена благодарностью главы района.
Ну, и самый главный показатель: с каждым годом в школах Мирнинского района количество подростков, стоящих на учёте в самих учебных заведениях, в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних, идёт на спад.

Пресс-служба МО «Мирнинский район»

На снимке: Лидия Максудова проводит беседу с детьми.

Возврат к списку