«Наша задача помочь человеку остаться человеком в нечеловеческих условиях»
24.10.2025
«Наша задача помочь человеку остаться человеком в нечеловеческих условиях»
Администрация Мирнинского района с самого начала специальной военной операции занимается поддержкой своих мобилизованных земляков. Первыми в воинские части поехали сотрудники администрации, они помогали ребятам оформлять необходимые документы, повезли с собой снаряжение, аптечки, специальные приборы. В октябре из очередной командировки из зоны СВО вернулась рабочая группа, возглавляемая главой района Александром Басыровым и председателем районного Совета депутатов Павлом Шелеховым.
Александр Басыров всегда подчеркивает, что в волонтерском движении алмазного края участвуют все слои общества. Сегодня мы расскажем об одном из таких примеров.
Протоиерея Владимира из Свято-Троицкого храма знают многие не только в алмазной столице, но и в Мирнинском районе. Он живет здесь с 1998 года, когда был назначен настоятелем храма в п. Айхал, а с 2009 года служит в Мирном.
Первую литургию в Мирном отслужил 27 сентября, и, конечно, тогда знать не знал, что через несколько лет, именно в этот день он будет вести богослужение в зоне проведения специальной военной операции.
Батюшка две недели назад вернулся из третьей командировки. Мы поинтересовались у него, как и почему он бывает именно в казачьей бригаде «Терек».

Вот его ответ:
- В церковной терминологии есть понятие «промысел божий». В 2024 году в Мирный приезжал мужской хор «Русский формат», руководит которым протодьякон Серафим Дубанов. Он одновременно является действующим военнослужащим по контракту – заместителем командира батальона «Терек» по работе с верующими. Есть у них такая должность. Такие люди заключают контракт с Минобороны, а я езжу как доброволец. Пятьдесят процентов от гонораров участники хора тратят на приобретение необходимых вещей, снаряжения, гуманитарной помощи. Учитывая разнообразную деятельность отца Серафима, в том числе волонтерское служение, в дни его командировок заменял его я, проводил утренние, вечерние молитвы с бойцами, исповедовал, причащал, служил литургии, проводил беседы в том числе на духовные темы.

Из разговора с отцом Владимиром мы узнали, что все священнослужители, которые едут в зону СВО, обязательно проходят через военный синодальный отдел при Московской патриархии. Работать с личным составом в качестве священника допускаются только те, кто имеет удостоверение этого отдела.

Вспомнил батюшка и о своей первой командировке, когда совместно с Сергеем Сидоровым, Владимиром Заманковым организовали поездку Мирнинского театра с постановкой «Русский крест». Спектакль показывали на херсонском, донецком, луганском направлении. Помощь оказывали штабы и координаторы того самого военного синодального отдела.

- Я не законтрактованный священник, меня не пускают на «ноль» (линию боевого соприкосновения), - рассказывает отец Владимир. – Моя задача работать в районе ПВД – пунктах временной дислокации. Обстановка в зоне СВО постоянно меняется. Сейчас за пять километров, а то и больше, до ЛБС небо кишит беспилотниками.
Батюшка вспомнил интересные случаи во время его командировок. Так, одному бойцу с позывным «Свояк» осколок влетел в зуб, выбил его и остался … вместо него. «Чуть выше или ниже, и я бы не разговаривал сейчас с вами», - с улыбкой сказал «Свояк». Его двоюродный брат живет и работает в Мирном.

Другой случай был связан с военнослужащим из Нижнего Новгорода, который жил в Германии с 12 лет. Каково же было удивление батюшки, когда боец сказал, что до этого семья жила в Мирном, и он сам учился в первой школе. Родители остались в Германии, а он вместе с супругой и детьми приняли решение вернуться в Россию. Солдат хотел бы приехать в город детства, увидеть Мирный и то, как он изменился.

Еще одна встреча была с бойцом, позывной «Андерс», из Нюрбы. Он тоже учился когда-то в Мирном, получая рабочую профессию. Андерс получил ранение, когда отец Владимир находился там, но слава Богу, легкое.

Конечно, богослужение в зоне СВО воспринимается по-особенному как со стороны священников, так и со стороны бойцов. Однажды произошел такой случай: по одной точке был нанесен удар беспилотников по одному из подразделений бригады «Терек», каждый из которых нес порядка 60 кг взрывчатки. Как раз в этом месте находился бригадный храм. Все вокруг выгорело, но – чудо – погибших не было, некоторые получили лишь легкие ранения.
В другом случае к ПВД, который находился за 70 км до ЛБС, летел беспилотник самолетного типа, но за пятьсот метров до пункта он врезался в линию электропередач. Звук у дрона был как у мопеда. Потом батюшка вместе с бойцами выходили, прислушивались, но больше БПЛА не было.

- В бригаде «Терек» семьдесят процентов казаков со Ставрополья, все они крещеные, - продолжает рассказ отец Владимир. – Это в хорошем смысле боевые волки, настоящие казаки, и по человеческим качествам в том числе. Ведь казак - это православный воин прежде всего. На полигонах многие принимают крещение, особенно перед боевыми действиями. Однажды крестился парень, казак из семьи пятидесятников.

- В чем, на ваш взгляд, состоит основная задача священнослужителей в горячих точках?
- Есть люди, которых война облагораживает, ведь бойцы там постоянно находятся на грани жизни и смерти, особенно когда едут на боевое задание – это может быть дорога в один конец. Все это заставляет людей много думать о смысле жизни, обращаться к вере и богу. А есть и те, кого война может расчеловечить, когда человек убивает себе подобных. Таких, конечно, абсолютное меньшинство.

Знаете, в 2019 году на Рождественские встречи я приглашал в Мирный очень интересного человека, легенду ВДВ, протоиерея Михаила Васильева. В 2022 году он погиб на херсонском направлении, был удостоен звания героя России. И вот когда отец Михаил приезжал, я ему задал именно такой вопрос, а он был практически во всех горячих точках с десантниками. Так вот он сказал замечательную фразу: «Наша задача помочь человеку остаться человеком в нечеловеческих условиях»…
Пресс-служба администрации Мирнинского района


