История одного экспоната. Кожемялка

История  одного  экспоната.  Кожемялка

Краеведческий музей продолжает проект «История одного экспоната». Проект задуман как серия показов фондовых предметов нашего музея.

Сегодня мы расскажем об интересных экспонатах, которые украшают якутский уголок быта. Это приспособления для обработки шкур – ручные кожемялки (с якутского переводятся как «талкы»). В экспозиции музея представлены три деревянные кожемялки. Эти подлинные предметы быта были собраны в 90-е годы энтузиастами музейного дела в селах Западной Якутии.

       Немного из истории. Способы обработки шкур животных были известны еще с XI в. новгородским кожевникам (отмочка, золка, квашение, дубление, отделка), что свидетельствуют о высоком уровне развития кожевенного дела на Руси. Эти приемы, освоенные новгородцами в XI- XVI вв., сохранялись в кустарном производстве России почти без изменения вплоть до XIX в. Этот старинный вид домашнего производства был довольно широко распространен и у народов Якутии, но следует отметить также, что «талкы» была знакома и казахам, киргизам, башкирам.  Талкы в значении «мять, дубить кожу» встречается также и у алтайцев, телеутов, шорцев.

       С помощью кожемялки обрабатывались небольшие шкуры оленя, сохатого или домашнего скота, таким образом, добиваясь достаточной эластичности, народы Якутии шили себе теплую одежду, обувь, сумки, мешки и многое другое.

        Как устроена кожемялка? Кожемялку изготавливали из обрубленного ствола дерева (колоды) различных размеров от малого до больших. Вдоль него выдалбливали трапециевидную выемку с зубцами. К одному концу выемки колоды прикрепляли длинный рычаг. Рычаг имел форму выемки, зубцы по бокам и свободно входил в выемку колоды. Чтобы кожемялка сохраняла равновесие, по краям колоды в нижней части прибивали перпендикулярные плашки. Ручная кожемялка была проста в использовании.

IMG_20210409_104019.jpg

       Шкуру помещали на углубленный желобок в несколько слоев, затем рычагом периодически сдавливали сверху, применяя, при этом, определенное усилие и поворачивая мех в разные стороны. Таким образом, шкура интенсивно мялась, терлась в своих внутренних слоях в течение нескольких дней и постепенно становилась эластичной. Но для начала для очищения кожи от шерсти ее смачивали водой, затем клали в кисломолочную смесь (хранили в теплом месте), свернув в комок шерстью внутрь. Материал выдерживали в настое до тех пор, пока шерсть не начнет отдираться. После этого удаляли шерсть с помощью специального инструмента – скребка и принимались за мятье. Получившуюся кожу смазывали маслом или сливками. Красили кожу охрой, белой глиной, растительными красками в цвета: черный, оранжевый, коричневый, желтый и белый.

IMG_20210409_104055.jpg

    Качество кожи зависело от пола, масти, возраста животного и питания. Особо ценились шкуры скота осеннего забоя. Отдельные части одной и той же шкуры были различными по качеству, например, наилучшая часть кожи находилась на спинной части животного, от хвоста до затылка и до середины боков.    

           Процесс выделки кожи проходил медленно, ведь это был очень долгий и трудоемкий труд, поэтому кожемялку использовали не часто. В  наши дни выделкой шкуры кустарным способом уже никто не занимается. И удивляет то, что главную роль в этом трудоемком процессе играли в основном женщины. Длинными зимними вечерами хранительницы очага занимались изготовлением одежды, обуви, разной хозяйственной утвари из шкур, кожи и меха.

           Уважаемые читатели, если вас заинтересовали эти старинные предметы быта, то приходите в наш музей и увидите еще много интересного. До новых встреч!

        

 

Лариса Наумова,

краеведческий музей

 


Возврат к списку