О защите прав потребителей финансовых услуг в условиях борьбы с COVID-19

О защите прав потребителей финансовых услуг в условиях борьбы с COVID-19 16.10.2020

О защите прав потребителей финансовых услуг в условиях борьбы с COVID-19

В рамках Четвертой международной конференции «Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях эпидемиологических ограничений» эксперты Роспотребнадзора, Банка России, финансового уполномоченного и международных организаций рассказали о мерах, направленных на повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях борьбы с COVID-19.

Более 80 государств имеют законодательство в области защиты прав потребителей, но почти 40% стран не наделяют государственные органы реальными полномочиями по защите потребителей, что особенно сказывается на положении социально уязвимых групп потребителей финансовых услуг.

Экспертами было отмечено, что коронакризис оказал сильное влияние на всю финансовую экосистему и во многих странах пострадали потребители всех финансовых услуг. Большинство стран столкнулись с тем, что заемщики потеряли возможность обслуживать кредиты.

Также многие страны отметили рост мошенничества в условиях введения ограничений: выросло количество фишинговых сайтов и попыток хищения денежных средств под предлогом оказания финансовых и иных услуг.

Но помимо негативных последствий были отмечены и положительные последствия пандемии – это развитие цифровых каналов оказания финансовых услуг. Специалисты в своих выступлениях отметили еще один механизм поддержки потребителей финансовых услуг — введение режима «кредитных каникул». При этом всего за период действия мер поддержки граждан РФ, оказавшихся в сложной ситуации из‑за распространения коронавирусной инфекции, банками было получено сотни тысяч требований о предоставлении кредитных каникул в рамках Закона № 106‑ФЗ.

За период с 3 апреля по 7 октября кредитные каникулы фактически были предоставлены по 159,5 тыс. требований на сумму 78,5 млрд рублей.

Хотя такими мерами смогли воспользоваться не все потребители, тем не менее программа имела положительный эффект. Представитель Банка России отметил, что более 80% заемщиков, которые воспользовались кредитными каникулами, уже вернулись в нормальный график обслуживания кредита.

Эксперты подчеркнули важность информирования потребителей о тех механизмах, которые направлены на поддержку потребителей. И Роспотребнадзор, и Банк России в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией продолжили и усилили информационные компании, направленные на распространение информационных материалов для уязвимых групп потребителей, в которых особое место заняли вопросы защиты от финансового мошенничества. Мероприятия проекта имеют большой охват аудитории через современные цифровые каналы. Представитель Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров обратил внимание, что наибольшее количество мошеннических практик связано с сайтами поиска работы и дополнительного заработка. Преступники играют на страхах и надеждах людей оказавшихся в тревожной ситуации. Растет количество предложений, связанных с вложением в криптовалюты, пирамиды, хищением денег с банковских карт. Гражданам в этот период необходимо трезво оценивать любую ситуацию, с позиций возможных угроз.

Материалы конференции, а также Доклад «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2019 году» будут размещены на сайте Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=15674 

Возврат к списку