Статьи, интервью

Утверждены новые меры борьбы с коррупцией

Усовершенствован уголовно-правовой механизм противодействия преступлениям коррупционной направленности. Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Напомним, что документом предусмотрено:

  • снижение минимального предела кратности штрафа за коррупционные преступления небольшой тяжести (получение взятки и дачу взятки). Так, минимальный размер штрафа за получение взятки в сумме до 25 тыс. руб. снижен с 25-кратной суммы взятки до 10-кратной, а минимальный штраф за дачу такой взятки – с 15-кратной до 5-кратной суммы взятки. Размер штрафа за дачу взятки в сумме до 150 тыс. руб. снижен с 20-кратного до 10-кратного размера взятки. В свою очередь, максимальный размер штрафа за получение небольшой взятки увеличен с 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.;
  • дополнение санкций за преступления коррупционной направленности альтернативными видами уголовных наказаний (в виде исправительных работ, а также в виде штрафа в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);
  • наделение судов полномочием назначать кратный штраф за коррупционные преступления в качестве дополнительного наказания одновременно с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы.

Кроме того, в УПК РФ установлена возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа. Также увеличен с 30 до 60 дней (со дня вступления приговора суда в законную силу) срок, в течение которого осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф. При этом срок рассрочки уплаты штрафа увеличен с трех до пяти лет. В части уплаты первой части штрафа при принятии решения о рассрочке срок увеличен также с 30 до 60 дней.

Ожидается, что реализация закона будет способствовать повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа и достижению целей наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления.

Вступил в силу закон, устанавливающий новые меры борьбы с коррупцией

Усовершенствован уголовно-правовой механизм противодействия преступлениям коррупционной направленности. Сегодня вступает в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Напомним, что документом предусмотрено снижение минимального предела кратности штрафа за коррупционные преступления небольшой тяжести (в части изменения минимального размера штрафа за получение и дачу взятки в сумме до 25 тыс. руб., размера штрафа за дачу взятки в сумме до 150 тыс. руб. и т. п.).

Кроме того, дополнен перечень наказаний за преступления коррупционной направленности, а суды наделены полномочием назначать кратный штраф за коррупционные преступления в качестве дополнительного наказания одновременно с лишением свободы.

Предлагается создать реестр организаций, привлеченных к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Разработаны меры, направленные на стимулирование бизнеса к внедрению мер по противодействию коррупции. Соответствующий законопроект1, подготовленный Минтрудом России, вынесен на общественное обсуждение.

Предлагается создать реестр организаций, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (далее – Реестр). Напомним, что незаконными считаются передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Сейчас такие деяния наказываются штрафом для юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ст. 19.28 КоАП РФ).

В частности, в Реестре планируется отражать: наименование и место нахождения организации, Ф.И.О., идентификационный номер налогоплательщика или его аналог для иностранного лица, дату и номер вступившего в законную силу постановления (решения) суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, а также дату внесения указанной информации в Реестр. Такую информацию предполагается размещать в единой информационной системе и предоставлять для ознакомления без взимания платы.

Включение информации в Реестр предусмотрено в течение трех рабочих дней с даты поступления от органов прокуратуры информации о вступившем в законную силу постановлении (решении) суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ. Исключать информацию из Реестра предполагается по истечении пяти лет с даты ее включения в него. Ведение реестра могут возложить на ФАС России.

Кроме того, заказчику при заключении госконтракта могут разрешить самостоятельно установить требование об отсутствии организации – участника закупки в данном реестре.

Ожидается, что возможность включения организаций в Реестр может стать действенным механизмом по выстраиванию эффективной антикоррупционной работы в целях устранения риска привлечения к административной ответственности, а также снижения коррупционных рисков в рамках закупочной деятельности. коррупционных рисков в рамках закупочной деятельности.